ДШИ № 4 открылась в 1964 году, по инициативе Управления ВСЖД под руководством Комарова Геннадия Павловича, Отделения дороги станции Иркутск—Сортировочный, председателя дорожного комитета Степанова А. Е.
Вначале школа была филиалом Детской музыкальной школы №1, директором которой был Осипов Евгений Семенович. В то время в школе существовали 2 отделения – фортепианное и народное. Школа располагалась в Клубе железнодорожников. Одними из первых педагогов ДШИ № 4 были: Чердаков М.В., Жаугро Л.Г., Бочкарёва В.М., Токарь О. Б.
В 1965 году Школа приобретает статус Детской школы искусств №4.
В сентябре 1991 года школа пережила второе рождение. Построили новое двухэтажное здание, которое было передано Детской музыкальной школе, где обучались 75% детей железнодорожников. При содействии дорожного комитета профсоюзов ВСЖД, председателя Старцева А.С. и начальника НГЧ – 3 ВСЖД Кучеренко А.И. школе было выделено второе здание по адресу ул. Вокзальная 7, где открылись новые музыкальные классы и Художественное отделение. В 2015 году Школа получила здание по ул. Академика Образцова, 35. В январе 2016 года, после переезда, с ул. Вокзальной, 7 начались занятия в просторных классах.
На сегодняшний день в школе обучается 410 учащихся на 2 отделениях: музыкальном и художественном. На музыкальном отделении учащиеся обучаются по специальностям – фортепиано, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, скрипка, флейта, кларнет, синтезатор, ударные инструменты. На художественном отделении учащиеся изучают предметы: рисунок, живопись, станковую композицию.
ДШИ №4 сотрудничает с областными и городскими учреждениями культуры, с сектором по организации досуга комитета по управлению Ленинском округом администрации г. Иркутска; с общеобразовательными школами, библиотеками Ленинского округа, ДШИ № 1, ДК имени Ю. Гагарина, с детским культурно - досуговым центром «Россия». На базе школы плодотворно работает «Детская филармония» Ленинского округа.
Сегодня «Детская школа искусств № 4» является инновационным учреждением дополнительного образования детей и способствует усилению вариативной составляющей общего образования, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации творческого потенциала.
Педагогический коллектив воспитывает детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности, прививает уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. В школе учащиеся стремятся к осуществлению самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формируют навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Целями деятельности Учреждения являются: