Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

17 октября - ДЕНЬ ОТЦА! "Мы живы, пока наша память жива"

7 октября 2021 12:10

Количество просмотров: 268

"Ромашкина история"

О том, как телефонистка не послушалась лейтенанта, а потом вышла за него замуж


Неизвестно, встретились бы когда-нибудь Гриша Усов из Смоленской губернии и Сашенька Некрасова из Новочеркасска, если бы не война. Именно на войне довелось познакомиться рядовой и лейтенанту — вместе они дошли до победы, вместе прожили всю жизнь. О том, как любовь и забота друг о друге помогли пережить тяжелые военные годы, рассказывает старшая дочь ветеранов иркутянка Лариса Григорьевна Жаугро.

Родители Ларисы Григорьевны, молодые Александра и Григорий, познакомились в 1943 году. — Отец уже окончил железнодорожный техникум, когда началась война. Ему было 23 года. Папу призвали в первых числах июля и сразу присвоили звание младшего лейтенанта. Отправили в городок под Минском — он попал в саперные войска, но не занимался минированием, а восстанавливал под бомбежками разрушенные мосты и железную дорогу.

Параллельно всем этим событиям шла жизнь молоденькой Саши Некрасовой. Девушке было лишь семнадцать, когда началась война, — она страстно мечтала попасть на фронт, но не позволял возраст.Усова А.И..jpg

— Мама рассказывала, как ей, студентке дошкольного педагогического училища, пришлось эвакуировать детский дом, — пересказывает Лариса Григорьевна. — Через степь нужно было перегнать подводы с детьми, когда вдруг налетели вражеские самолеты и началась бомбежка. Спрятаться было совершенно некуда — голая степь! Всякий раз, вспоминая это, мама плакала — на ее глазах бомбы попадали в телеги, гибли дети! Многих ранило, кого-то покалечило... После этого мама решилась: документов тогда никаких не было — она пришла на призывной пункт, сказала, что ей уже 18, и записалась в добровольцы. Так 17-летняя девушка стала телефонисткой и попала на Украинский фронт.

Первая встреча красивого младшего лейтенанта Григория Усова и рядовой телефонистки Александры Некрасовой произошла при обстоятельствах, которые вряд ли можно назвать романтическими. Саша которые сутки подряд не отрывалась от аппарата — ее сменщица погибла, рядом не было никого, кто мог хотя бы на часок заменить телефонистку с красивым позывным «Ромашка».

Зато молодой Григорий, вырвавшийся из окружения под Сталинградом, успел отдохнуть — его отпустили в короткий отпуск. Вернувшийся в чистой новой военной форме, молодой, красивый и стремительный, он вошел в блиндаж, где уставшая «Ромашка» принимала шифровку. Девушка не поднялась поприветствовать старшего по званию. Тогда он скомандовал: «Встать!» Но сил оторваться от стула просто не было. Усов снова скомандовал: «Встать!» Девушка не повиновалась.

— Тогда отец влепил маме наряд вне очереди! — улыбается, вспоминая этот родительский рассказ, Лариса Григорьевна. — Пожалуй, это был первый и последний раз, когда папа повысил голос на маму. С того дня знакомства, как рассказывает дочь ветеранов, Усов и Некрасова были неразлучны. Войну они прошли рука об руку: Саша Некрасова оставалась рядовой, а Григорий Усов стал командиром взвода, потом — командиром саперной роты.

Григорию Ивановичу не приходилось ходить в атаку, но это не умаляет заслуг ветерана — в его обязанности входило быстро и качественно устранять разрушения, строить понтонные мосты под бомбежками, латать железнодорожные пути во время налетов.

— Вокруг то и дело гибли люди — немцы бомбили нещадно. Только папа с однополчанами восстановит переправу, как тут же все летит в тартарары! И они снова, снова и снова мастерят, воссоздают, чинят... Сколько товарищей погибло рядом — об этом отец всегда вспоминал со слезами, но самому ему очень повезло — ни единого ранения!

81920615_2.jpgЛариса Григорьевна твердо убеждена, что от пуль, осколков, контузий отца берегла мамина любовь. Наверное, и Григорий, зная, что где-то рядом его ждет любимая, не желая ее огорчать, старался сохранить свою жизнь, чтобы его Сашеньке не пришлось плакать.

— Мама рассказывала, как погибли три ее подруги — бомба попала прямо в землянку, где они жили вчетвером, — говорит Лариса Григорьевна. — К нашему счастью, мама в этот момент куда-то выходила и осталась жива. Был еще один счастливый случай для моих родителей, когда они оба могли бы погибнуть, но судьба отвела... К ним прислали взвод девчонок-зенитчиц. Парни, конечно, очень обрадовались. И вот вечером были устроены танцы. Девушек стали все приглашать, а мама взяла отца под руку и увела от греха подальше. И вдруг налетели самолеты — прямое попадание... Отцу вместе с мамой пришлось собирать тела девушек и парней. Где рука, где нога, где мертвые, где искалеченные. Это был самый трагический момент в их жизни на войне.

Свадьбу влюбленные откладывали до Победы, и вот, когда уже стало ясно, что Красная Армия побеждает, был назначен этот счастливый день — 29 апреля 1945 года.

— Папа сшил маме блузку с жабо из белоснежного трофейного парашюта! Фату смастерили из накрахмаленной марли. Был шикарный по тем временам праздник! Сослуживцы принесли мясо! Была канистра спирта! Хорошая компания, отличное настроение! А тем более война шла к концу! — улыбается Лариса Григорьевна. — А та блузка из парашюта у нас хранилась еще очень много лет! content-img.png

Лариса Григорьевна говорит, что Александра Ивановна была контужена — ее отбросило взрывной волной, девушка потеряла и зрение, и слух. И потом, уже в 70-х годах, эта контузия дала о себе знать:

— Врачи выявили у мамы опухоль головного мозга. Они сказали, что это последствия той самой контузии. Ее прооперировали, она долго лежала в реанимации. И когда меня к ней пустили, в палате интенсивной терапии было какое-то оцепенение. И вдруг я слышу ее громкий голос: «Ромашка»! «Ромашка»! Вызываю «Тополь»!» Представляете, сколько лет уже прошло после войны, все в жизни идет хорошо, а подсознание возвращает туда, в страшные военные годы.

После войны Александра везде следовала за своим мужем. Он еще 25 лет служил в армии. Окончил экстерном общевойсковое училище, позже — Ленинградскую военную академию. Вместе с женой и детьми (старшая Лариса родилась в 1946 году) Григорий Усов перебирался от одного места службы к другому — Польша, Маньчжурия, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск. В 1963 году Григорий Иванович демобилизовался и начал свою трудовую деятельность в компании «ВостСибТрансСтрой».

— Папа работал до 71 года!

Лариса Григорьевна говорит, что родители всю жизнь любили друг друга:

— Папа называл маму только Сашенькой. Никак иначе! В доме всегда были мир и любовь. Отец, несмотря на всю суровость своего внешнего вида, очень нас любил, был нежен и заботлив. Самыми главными праздниками в семье до сих пор остаются День Победы и день свадьбы родителей — 29 апреля. В эти дни мы собираемся всей семьей. К сожалению, родителей уже нет с нами, но мы чтим и продолжаем их традиции — на 9 Мая у нас всегда на столе гречневая каша, как в детстве! А в день их бракосочетания мы ездим к ним на могилы.

ИРИНА ПОКОЕВА pokoeva@pressa.irk.ru Фото из семейного архива Ларисы Григорьевны Жаугро